А. Н. Островский «Бедность не порок»

  Пьеса А. Н. Островского «Бедность не порок» высмеивает порочность богатства и возвышает чистоту бедноты, а также поднимает проблему столкновения старого и нового, традиционного и заграничного. 

В произведении рассказывается о любви дочери богатого купца и его приказчика. Отец девушки, Гордей Карпыч, хочет выдать ее за старика-богача Африкана Савича Коршунова и не благословил бы такой неравный брак. Однако после ссоры с Коршуновым и благодаря увещеваниям своего промотавшегося брата Любима Карпыча он прозревает и благословляет молодых. 

В пьесе много персонажей с говорящими именами. Купец Гордей Карпыч действительно кичится своим достатком, стремится продемонстрировать своё богатство и современные взгляды окружающим, а его фамилия Торцов указывает на то, что его надменное отношение к другим имеет недостаточное основание: как торец дома - это лишь его внешняя, видимая часть, так же щедрость и прогрессивность - внешние и нужны для произведения впечатления на окружающих. Его отец, по его словам, был «мужиком», брат, которого он прогнал из дома, стал пьяницей и шатается по улицам и кабакам, а племянник и прочие дальние родственники в доме на правах прислуги так же, как и близкие члены семьи: беспрекословно ему подчиняющиеся дочь и жена, а важность для него имеет лишь то, что о нем думают и говорят в городе. Жена его, Пелагея Егоровна, носит простое крестьянское имя, что указывает на ее близость к проблемам бедности и понимание беды Мити и Любови Гордеевны. Брат Гордея Карпыча - Любим - несмотря на пьянство, зрит в корень и не боится при всех противостоять брату. Он громко и прямолинейно высказывается о том, что тот жесток по отношению к домашним и выдаёт дочь за недостойного человека. Его обличение приводит к тому, что Коршунов отказывается Жениться и покидает дом Торцовых. Его слова, по моему мнению, отражают отношение автора к происходящему и к героям, поэтому он носит такое ласковое имя. Любовь Гордеевна - добрая, чувственная, смиренная девушка, ее главная черта - любовь к отцу, к матери, к Мите. Имя «Африкан Савич» отражает все то заграничное и новомодное, чему так поклоняется и стремится Гордей Карпыч - именно от мнения Коршунова о себе и своём доме он больше всего зависит; фамилия «Коршунов» соответствует его образу хищной птицы, уносящей Любушку из родного дома (по словам Арины, няньки Любови Гордеевны, «налетел ястребом, как снег на голову, вырвал нашу лебедушку из стада лебединого, от батюшки, от матушки, от родных, от подруженек»). Товарищи Мити - Разлюляев, любитель веселья и гуляний, и Гуслин, играющий на гитаре и знающий много песен.

В пьесе очень важную роль играют именно песни: они помогают раскрыть характер персонажей, создать атмосферу, носят символический характер. Например, Гриша Разлюляев всегда поёт о любви и развлечениях, его песни часто не несут большой смысловой нагрузки:

А гречиха по четыре,

Крупа по сороку, 

Вот просо у нас гривна,

А ячмень три алтына. 

Песни Мити, особенно собственного сочинения, нехитры, но очень эмоциональны, он вкладывает в них всю душу, всю печаль и любовь, сетуя на незавидное положение и бедность:

Всем на свете праздничек,

Тебе не веселье!

Буйной ли головушке 

Без вина похмелье!

Молодость не радует,

Красота не тешит;

Не зазноба-девушка - 

Горе кудри чешет. 

Святочная песня девушек и веселые песни ряженых важны своим символизмом: они олицетворят веселую жизнь в счастливой семье, праздник единения. Интересно также, что обе они прерываются с приходом Гордея Карпыча, который приносит дурную весть о предстоящей свадьбе. Веселье и счастье в жизни Любушки и ее подруг как бы заканчиваются в этот момент. 

Интересно сравнивать Любовь Гордеевну и Анну Ивановну, молодую вдову и возлюбленную Яши Гуслина. Анна Ивановна простая и прямая, она говорит то, что думает. Любовь Гордеевна более сложная, более закрытая: она без труда скрывает свою любовь к приказчику, так как это вызовет гнев отца и опозорит его. Любушка вообще очень приличная девушка, стыдящая даже долгого разговора с молодыми людьми и проявляющая смирение и всеобъемлющее повиновение отцу. Анна Ивановна тоже добра, не отказывает в помощи никому, однако держится более независимо - как раз под стать Гуслину. Однако товарищи Мити не правы в том, что он не достоин Любушки. В пару к ее достоинствам он тихий, добрый, чувствительный и любящий, внимательный, щедрый и милосердный по отношению к матери, а значит, и к будущей жене. 

Я очень рада, что произведение заканчивается хорошо: Гордей Карпыч осознаёт свои ошибки, впереди две свадьбы. Я уверена, что молодые будут жить счастливо, так как их души и характеры одинаково добрые, а сердца - живые. 


Комментарии