А. Н. Островский "Праздничный сон - до обеда"

 

Пьеса А. Н. Островского «Праздничный сон – до обеда!» является первой частью трилогии о молодом чиновнике Бальзаминове, мечтающем найти себе богатую невесту.

            Пьесу открывает сцена, где герой завивает себе волосы, пока его мать причитает, что «белокурые нынче не в моде». Бальзаминов укладывает волосы в хитрую польскую прическу, что заставляет читателя задуматься о том, что у героя отсутствуют душевные, внутренние качества, которыми он мог бы привлечь невесту. Вместо этого он полагается на эффектную внешность – однако, судя по словам матери Бальзаминова, лицом он тоже не вышел. Все, в том числе и читатель, осознают, что герой останется ни с чем.

Мечты о богатой жизни сменяются повествованием о сне Бальзаминова, в котором его роняют в грязь – это, по словам его матери, хорошая примета, пророчащая богатство. Однако мне кажется, что этот сон следует понимать буквально – герой вызовет насмешку глупым и неуместно самоуверенным поведением, «уронив себя в грязь» (предпосылки к этому можно увидеть в бестолковой сцене с обожженным ухом, а также на протяжении всей «Женитьбы Бальзаминова» - другой части трилогии).

Итак, мать героя верит в примету, тогда как сам молодой человек относится к ней с сомнением. На сцене появляется сваха, которая начинает нагло требовать подарков, намекая на успешное решение дела, и в итоге признается, что нашла невесту с трехсоттысячным приданым – однако Бальзаминов не рад: невеста толста и некрасива. Однако, услышав о деньгах, он несколько успокаивается. После сцены с поиском карандаша и подсчетом, на сколько хватит денег («Неужли ты триста лет хочешь прожить?»), снова выставляющей героя в невыгодном свете, мы перемещаемся в дом Ничкиной, где обсуждается, стоит ли запирать незамужних девушек дома и есть ли в этом толк. Капочка – невеста – говорит, что боится мужчин и их хитрых, непрямых разговоров и намеков, на что ей отвечают, что прямо говорить неприлично. Приехавшего дядю осуждают за неприличное поведение, а Капочка боится, что он спугнет ее жениха или отговорит «маменьку» выдавать девушку за него. Интересно, что и мать Ничкиной, и ее брат Неуеденов постоянно жалуются на жару. Это символизирует душную и некомфортную обстановку в семье. 

Третья картина происходит в саду. Мы наблюдаем неловкое и забавное общение жениха и невесты, которая принимает глупые фразы Бальзаминова невпопад за сложность ума и иносказательность. Далее начинает происходить что-то совершенно несуразное, молодые целуются несколько раз подряд. Сразу после этого происходит сцена семейного знакомства, где продолжается несуразица: никто из присутствующих не знает, что говорить и куда себя деть; только Ничкина и Неуеденов чувствуют себя в своей тарелке, не связанные правилами приличия, или же, как Бальзаминов, собственной глупостью (их глупость другого рода, она заставляет их говорить всякую чушь, в то время как бальзаминовская глупость выливается в то, что он не участвует в беседе и почти все время молчит).

Неуеденов во время этого несуразного разговора развивает интересную мысль: если человек не умеет заработать денег, ему и не нужно их иметь; деньги нужно употреблять на дело, а не проматывать на ерунду. Мне это кажется обоснованным: если человек только мечтает, но не может добиться результата, то и распорядиться достатком с толком не сможет. Однако эта мысль противоречит мечтам Бальзаминова, который и является ее ярчайшим подтверждением, о чужих деньгах. Он и его мать воспринимают происходящее как личное оскорбление, поэтому немедленно покидают сад Ничкиных, после чего немедленно найден новый жених.

В пьесе интересно то, что наиболее глубокие и интересные мысли озвучиваются самым неприятным персонажем, в то время как главный герой довольно приятен в обхождении, но глуп и самовлюблен. Следующие части трилогии дают понять, что герой так и не усвоит урока: он продолжит считать, что деньги свалятся на него с неба и ему не придется ничего для этого делать. Однако он достаточно смешон и нелеп, чтобы урок усвоили читатели.

Комментарии