Пьеса А. Н. Островского
«Праздничный сон – до обеда!» является первой частью трилогии о молодом
чиновнике Бальзаминове, мечтающем найти себе богатую невесту.
Пьесу
открывает сцена, где герой завивает себе волосы, пока его мать причитает, что
«белокурые нынче не в моде». Бальзаминов укладывает волосы в хитрую польскую
прическу, что заставляет читателя задуматься о том, что у героя отсутствуют
душевные, внутренние качества, которыми он мог бы привлечь невесту. Вместо
этого он полагается на эффектную внешность – однако, судя по словам матери
Бальзаминова, лицом он тоже не вышел. Все, в том числе и читатель, осознают,
что герой останется ни с чем.
Мечты о богатой жизни сменяются
повествованием о сне Бальзаминова, в котором его роняют в грязь – это, по
словам его матери, хорошая примета, пророчащая богатство. Однако мне кажется,
что этот сон следует понимать буквально – герой вызовет насмешку глупым и
неуместно самоуверенным поведением, «уронив себя в грязь» (предпосылки к этому
можно увидеть в бестолковой сцене с обожженным ухом, а также на протяжении всей
«Женитьбы Бальзаминова» - другой части трилогии).
Итак, мать героя верит в примету,
тогда как сам молодой человек относится к ней с сомнением. На сцене появляется
сваха, которая начинает нагло требовать подарков, намекая на успешное решение
дела, и в итоге признается, что нашла невесту с трехсоттысячным приданым –
однако Бальзаминов не рад: невеста толста и некрасива. Однако, услышав о
деньгах, он несколько успокаивается. После сцены с поиском карандаша и
подсчетом, на сколько хватит денег («Неужли ты триста лет хочешь прожить?»),
снова выставляющей героя в невыгодном свете, мы перемещаемся в дом Ничкиной,
где обсуждается, стоит ли запирать незамужних девушек дома и есть ли в этом
толк. Капочка – невеста – говорит, что боится мужчин и их хитрых, непрямых
разговоров и намеков, на что ей отвечают, что прямо говорить неприлично.
Приехавшего дядю осуждают за неприличное поведение, а Капочка боится, что он
спугнет ее жениха или отговорит «маменьку» выдавать девушку за него. Интересно,
что и мать Ничкиной, и ее брат Неуеденов постоянно жалуются на жару. Это
символизирует душную и некомфортную обстановку в семье.
Третья картина происходит в саду.
Мы наблюдаем неловкое и забавное общение жениха и невесты, которая принимает
глупые фразы Бальзаминова невпопад за сложность ума и иносказательность. Далее
начинает происходить что-то совершенно несуразное, молодые целуются несколько
раз подряд. Сразу после этого происходит сцена семейного знакомства, где
продолжается несуразица: никто из присутствующих не знает, что говорить и куда
себя деть; только Ничкина и Неуеденов чувствуют себя в своей тарелке, не связанные
правилами приличия, или же, как Бальзаминов, собственной глупостью (их глупость
другого рода, она заставляет их говорить всякую чушь, в то время как
бальзаминовская глупость выливается в то, что он не участвует в беседе и почти
все время молчит).
Неуеденов во время этого
несуразного разговора развивает интересную мысль: если человек не умеет
заработать денег, ему и не нужно их иметь; деньги нужно употреблять на дело, а
не проматывать на ерунду. Мне это кажется обоснованным: если человек только
мечтает, но не может добиться результата, то и распорядиться достатком с толком
не сможет. Однако эта мысль противоречит мечтам Бальзаминова, который и
является ее ярчайшим подтверждением, о чужих деньгах. Он и его мать
воспринимают происходящее как личное оскорбление, поэтому немедленно покидают
сад Ничкиных, после чего немедленно найден новый жених.
В пьесе интересно то, что
наиболее глубокие и интересные мысли озвучиваются самым неприятным персонажем,
в то время как главный герой довольно приятен в обхождении, но глуп и
самовлюблен. Следующие части трилогии дают понять, что герой так и не усвоит
урока: он продолжит считать, что деньги свалятся на него с неба и ему не
придется ничего для этого делать. Однако он достаточно смешон и нелеп, чтобы
урок усвоили читатели.
Комментарии
Отправить комментарий